Моя семья была известной раввинской
семьей Кракова.
Отец мой - Бецалель Ха -
Коэн из Тарнов, был прямым потомком раввина Шабтай бен Меир hа-Коhен. Мать, Шейне-Фейге, происходила из семьи раввина Иоэля Сыркес.
Я воспитывалась в семье бельцовских хасидов, где свято чтились все еврейские традиции.
Я воспитывалась в семье бельцовских хасидов, где свято чтились все еврейские традиции.
Как
было принято в те времена, родители придавали большое значение
еврейскому образованию сыновей, а девочки учились в
обычных польских школах, с дочерьми поляков. понятия
еврейская религиозная школа для девочек просто не существовало.
Мальчики из религиозных семей находились в традиционной еврейской
системе образования (хейдере, а затем в ешиве), тогда как девочки
учились в общеобразовательных школах, а минимальные знания о еврейских
традициях получали дома, в семье.
Еврейского образования для женщин просто не было, а необходимый минимум еврейских знаний девочки усваивали от мамы. Они заучивали наизусть несколько фраз из молитв или даже могли прочитать их по книге, не понимая смысла; на практике усваивали законы кашерного приготовления пищи; Тору читали в кратком пересказе на идиш.
Как было принято,я тоже обучалась восемь лет в польской начальной школе.
Я была Б-гобоязненной девочкой, и одноклассницы подсмеивались надо мной, дразнили святой, но уважали, поскольку я была одной из лучших учениц в классе. В свободное время я читала книги по еврейской истории, изучала законы Торы.
Еврейского образования для женщин просто не было, а необходимый минимум еврейских знаний девочки усваивали от мамы. Они заучивали наизусть несколько фраз из молитв или даже могли прочитать их по книге, не понимая смысла; на практике усваивали законы кашерного приготовления пищи; Тору читали в кратком пересказе на идиш.
Как было принято,я тоже обучалась восемь лет в польской начальной школе.
Я была Б-гобоязненной девочкой, и одноклассницы подсмеивались надо мной, дразнили святой, но уважали, поскольку я была одной из лучших учениц в классе. В свободное время я читала книги по еврейской истории, изучала законы Торы.
Это была ассимиляторская эпоха, эпоха Просвещения. «Просвещение» подорвало вековые устои еврейского образа жизни, причем в особенно тяжелом положении оказались еврейские женщины. Девочки из еврейских семей хорошо разбирались в польской поэзии, но презирали духовное наследие своих отцов. Они стеснялись своего родного языка, идиш. Если к ним обращались на идиш, они отвечали по-польски.
Я видела, какой опасный вакуум возник в образовании еврейских девочек. Наши братья были, по крайней мере, защищены изучением Торы, но девочкам было нечем отразить мощный напор секулярной культуры.
Спустя годы, я смогу утверждать, что обучение в польских школах привело к отчуждению многих молодых женщин от ортодоксального иудаизма, и привлекло их к современным представлениям и идеям о просвещении, или к новым идеологиям, таким, как сионизм или «Бунд».
Я видела, какой опасный вакуум возник в образовании еврейских девочек. Наши братья были, по крайней мере, защищены изучением Торы, но девочкам было нечем отразить мощный напор секулярной культуры.
Спустя годы, я смогу утверждать, что обучение в польских школах привело к отчуждению многих молодых женщин от ортодоксального иудаизма, и привлекло их к современным представлениям и идеям о просвещении, или к новым идеологиям, таким, как сионизм или «Бунд».