понедельник, 17 марта 2014 г.

Почему?

Перед тем, как создать еврейскую религиозную школу для девочек, я была скромной портнихой в Польше. На мысль создания школы "Бейт-Яаков" меня подтолкнули некоторые события, такие как Аратенский скандал, несоответствие в образовательном уровне мужчин и женщин и другие.
Традиционная система еврейского образования включала в себя обучение мальчиков еврейским предметам. Девочки, как правило, не получали религиозной подготовки, кроме дома. Впервые школа, где сочетались бы еврейские и светские предметы появилась в Хальберштадте в Саксонии в 1796 году, с 1827 года школа принимала и девочек. Ничего подобного не было в Восточной Европе, иногда девочки получали светское образование у домашних учителей или в государственной школе. В некоторых местах действовали хедеры для девочек.
Состоятельные люди нанимали для своих дочерей гувернанток и домашних учителей и давали девочкам разностороннее светское образование, при этом образованию религиозному придавалось меньшее значение. В семьях со скромным достатком (каковых было большинство) и вовсе изучение еврейской философии и религиозной этики считалось лишним для женщины и образование часто ограничивалось средней школой и обучением домоводству и рукоделию. Таким образом в Польше, Венгрии, Румынии и других странах Восточной Европы сложилась ситуация, когда многие девочки говорили на нескольких языках и могли читать французские любовные романы в оригинале, но имели лишь смутное представление о трудах великих раввинов и читали Тору исключительно в переводе на родной язык(польский, венгерский и т.д…).
В итоге это приводило к заметному несоответствию в образовательном уровне мужчин и женщин, к тому же при наступление современной культуры наблюдался заметный отход от еврейской традиции, прежде всего у девочек.
В связи с этим и процент ассимиляции среди женщин был намного выше, чем среди мужчин.
В 1900 году разразился Аратенский скандал, когда еврейская девочка из религиозной семьи, Михалина Аратан, сбежала в католический монастырь и крестилась. Данный случай ещё раз показал необходимость создания сети школ для девочек, где бы они могли получить современное образование, не отходя от еврейской традиции.